Тюнинг БСЗ ИЖа
Добавить свою новость
Описывается конструкция оптического датчика, взаимозаменяемого с датчиком холла, и цифрового, микроконтроллерного регулятора УОЗ.
За последнее время прошло множество публикаций на тему установки бесконтактной системы зажигания из вазовских комплектующих на ИЖ. Основная ошибка практически всех кто конструирует подобные системы это слепое повторение из раза в раз системы крепления модулятора. На мой взгляд, очень неудобно настраивать момент опережения зажигания самим модулятором, пусть даже закрепляя его гайкой. Так же достаточно прецедентов, когда модулятор провертывает и сбивается вся настройка. А в конструкции крепления датчика к статору генератора вообще царит полная самодеятельность: начиная от попыток закрепить датчик на старое основание контактной группы и заканчивая подвешиванием его на перфорированных пластинках от конструктора. Все это не в лучшую сторону сказывается на надежности всей системы.
Предлагаю комплект чертежей, неоднократно опробованных на практике.
Несколько пояснений:
• Основание для крепления датчика унифицировано и на него может крепиться как датчик холла для плоского модулятора, так и описанный ниже опто-датчик. Материал для изготовления основания любой, предпочтительно дюраль. Но необходимо учитывать, что толщина пластины в месте отверстий с резьбой для крепления датчика составляет 3мм. Это надо помнить при закреплении датчика и не тянуть от души (хотя сдуру можно ....)
• На грибок может крепиться любая из пластин модулятора
• Сами пластины
1. Стандартная плоская пластина для датчика холла - изготавливается из низкоуглеродистой марки стали. Прорези не приведены умышлено, так как до сих пор не стихают споры о их соотношении (но исходя из описания 1055хп2 должны составлять 60 и 120град). Глубина прорези до метки на заготовке.
2. Стакан для датчика работающего на отражение. Боковина должна быть отполирована. В качестве датчика предполагалось использовать QRB1114 но реализовано не было из-за лени ?. Хотя идея интересная и перспективная. (на одном из известных мне моцев такая система работает без нареканий достаточно давно, но на основе дискретных свето- и фотодиода.
3. Стакан для опто-датчика работающего на прерывание. Будучи размечена так же как и пластина для холла открывает интересную возможность смены типа датчика за несколько минут, полезно когда оптический датчик сдох за много километров от дома (холл можно найти в любом автоларьке).
Еще несколько слов о креплении других компонентов системы: Катушка: стандартная двухканальная не имеет отверстий для крепления, однако если посмотреть на ближайшую ее родственицу – одноканальную вазовскую сухую катушку то у нее есть отверстия по углам. Двухканальная позволяет произвести с собой такую же операцию, после чего элементарно крепится к раме на стандартный кронштейн.
Коммутатор устанавливается на поперечной пластине напортив БПВ. Под механизмом крепления седла. Где хорошо охлаждается и не болтается.
Несколько замечаний:
• Используется оптодатчик на прерывание TCST2103. При этом толщину его переднего крепления необходимо уменьшить на половину и использовать так же тонкую гайку (сточить на наждаке).
• Внешний контур обозначен фольгой, при этом истинный размер внутри этого контура. (достигается стачиванием текстолита помеченного фольгой. Так же и со сверловкой, сверлим до исчезновения фольги.
• Печатка в pdf уже инвертирована.
• В схеме фильтра входной конденсатор на фотографии электролит, но от него затем отказались, учитывая тяжелые условия работы, и сейчас установлен танталовый (он и к плате крепится лучше).
• Реальное потребление схемы с указанными номиналами составляет 20мА. Рыночный холл потребляет от 5 до 10мА, а хваленый 2AV50A - 22мА (по спецификации). Это просаживает напряжения питания если его брать от коммутатора (у большинства коммутаторов) до 8В. Но коммутаторы бывают разные, для надежности удостоверьтесь, что питание не менее 8В. Если он ниже то это открывает путь творчеству – можно увеличить R1 до 1к (при этом все продолжает работать)
• Диод по входу с барьером шотки.
• Вся плата поверх покрывается несколькими слоями лака.
Схема (учитывая замечания относительно питания) взаимозаменяема с датчиком холла.
Регулятор УОЗ
Данная схема была выбрана мной, так как в отличии от множества немых схем на микроконтроллерах - эта кое что индицирует. Первоначальная разработка принадлежит Василькевичу Г.В. (UA9OEF), мною выполнялась адаптация микропрограммы для работы в одноканальном варианте, с вазовским коммутатором и датчиком холла.
Разводка платы выполнялась для герметизированного алюминиевого корпуса G104. Для установки требуется небольшая доработка платы напильником.
• В комплекте разводка платы в pdf где изображения уже инвертированы. Т.е. только печатаем и далее прикатываем утюгом, соблюдая технологию производства двухсторонних печатных плат.
• Потребление схемы в режиме индикации “88” составляет 280мА, что требует установки 7805 на радиатор, в качестве которого используется сам корпус.
• В данной версии микропрограммы кнопка “ХОД” используется для смены индикации.
• Плата двухсторонняя и при установке деталей ориентируйте их так, чтобы можно было легко пропаять переходные отверстия
• Регулятор включается в разрыв сигнального провода от датчика до коммутатора.
• При расположении регулятора вдали от коммутатора и датчика подключение сигнальных линий производится экранированным проводом, заземленным на регуляторе.
• Кнопка “+” осуществляет коррекцию кривой вверх до 8 град, “-“ осуществляет коррекцию кривой вниз до -8 град, кнопка “ХОД” осуществляет изменение режима индикации тахометр, угол опережения зажигания, ручная коррекция
• Если в момент включения зажигания нажата кнопка “-” регулятор переходит в тестовый режим формируя на выходе прямоугольные импульсы 8,3Гц.
• АТ89С2051 ставим на панельку
• ЛН2 тоже желательно поставить на панельку, если планируете много тестировать, у меня один раз сгорала.
• После отладки и тестирования желательно все не SMD детали залить китайскими соплями.
• Модулятор используемый для данной конструкции имеет два симметричных выреза по 90 град.
Программа корректора угла опережения зажигания с тахометром, индикатором УОЗ, октанкорректором и режимом теста для двухтактного, двухцилиндрового ДВЗ(ИЖ-Юпитер),
Диапазон автоматического регулирования |
0-28 град. до ВМТ |
Максимальная нелинейность характеристики |
0.1 град. |
Диапазон ручной коррекции |
+/-8 град. к автоматическому |
Ошибка ручной коррекции |
0.125 град. на градус коррекции |
Диапазон рабочих оборотов |
250-8000 об/мин; |
Начальная установка датчика УОЗ |
45 град. до ВМТ |
переключение режима индикации |
по умолчанию тахометр далее "ход" |
Угол разомкнутого состояния |
60 град. (по выходу) |
Диапазон индикации тахометра |
400-6000 об/мин |
Шаг индикации тахометра |
200 об/мин |
Диапазон индикации УОЗ/td> |
0-37 град. до ВМТ |
Шаг индикации УОЗ |
1 град. |
Частота искрообразования при тесте |
8.3 Гц, (500 об/мин) |
Тактовая частота процессора |
24 МГц |
При включении индицирует в течении 2х сек “88” для теста индикатора.
Исходная характеристика:
Предваряя возможные вопросы о форме кривой - программа производит расчет кривой опережения не по табличным точкам, а по нескольким перегибам. Чем достигается отсутствие дискретности в вычислениях и минимизируется ошибка между двумя близлежащими значениями.
Применение всех перечисленных устройств и приспособлений возможно как в комплекте, так и порознь.
Источник: motoizh.ru