Bike.by - Моторынок, покупка/продажа мототехники, запчастей и переферии. |
Главная |
Подать объявление |
б/у Мотоциклы |
|
||||
Мототехника Марки
Последнее добавленноеМотоклубыColoring Pages |
Моторынок » Мото статьи » Безопасность движения » Круговой обзор
Круговой обзорДобавить свою новостьКатигория: Мото статьи / Безопасность движения | 2 марта 2016 | Просмотров: 1 886
Ранее мы поговорили о том, как понять, видят ли вас на дороге. Но не менее важно, что видите вы сами.
Молодые летчики второй мировой быстро усваивали простую истину: чем на больший угол поворачивается твоя шея, тем длиннее твоя жизнь; в идеале ты должен всегда видеть все вокруг на 360 градусов. То же относится и к водителям. Мотоциклистам в принципе проще: у них нет кабины, ограничивающей обзор, а правильный шлем взгляду почти не помеха. И неспроста на городском экзамене в той же Европе мотоциклисту, не повернувшему головы на перекрестке, ставят «неуд». Она для того, чтобы ею вертеть!
Но просто вертеть — еще не значить видеть. А видеть не значит замечать то, что влияет на безопасность. Поэтому расставим приоритеты.
Меньше всего внимания требуют по определению неподвижные объекты: столбы, заборы, отбойник. Больше внимания — неподвижным, но потенциально способным начать движение: припаркованным автомобилям, легким ограждениям в ветреную погоду, животным, стоящим пешеходам и т.п. Максимальное внимание — тем, кто окажется рядом с вами менее чем через 5 секунд. За это время обычно успеваешь проанализировать опасность, принять решение и выполнить его. Но есть и другая крайность, особенно опасная для новичков: сосредоточившись на одном объекте (иногда не несущем прямой угрозы), они напрочь упускают все остальное. И тут — нежданчик...
Свою поправку вносит и пространство. Чем шире безопасный, свободный для маневра коридор (хороший водитель опять же измеряет его не метрами, а секундами, что правильнее, т.к. в них уже учитывается скорость), тем меньше информации приходится перерабатывать мозгу, тем быстрее он принимает решения и тем выше вероятность выбрать наиболее верное. К примеру, по пустому автобану и 200 км/ч — вполне безопасная скорость, а в пробке и 60 км/ч между рядами — смертельно опасно. Вообще, сужение пространства для маневра — как по длине, так и по ширине — должно сразу вызывать реакцию водителя: банальное «снизить скорость, повысить внимание».
Но многие часто не замечают изменения обстановки. Вот несколько примеров: появление бордюра вместо обочины фактически исключает возможность безопасного ухода с дороги; при обгоне длинный борт фуры — совсем не то же самое, что «дырявый ряд» легковушек; лужа по курсу впереди идущего автомобиля в соседнем ряду — потенциальная опасность для вас, если тот захочет ее объехать и т.п. Вы стоите на перекрестке позади скутериста. Попробуйте отыскать все потенциальные опасности. Ответ – внизу страницы.
Ощущение безопасного пространства — основа безопасной езды. Причем заметим, ощущение вокруг, а не только по курсу. В критической ситуации времени на «осмотреться», как правило, не остается, поэтому мотоциклист (да и вообще каждый водитель) должен всегда представлять, что у него творится и по бокам, и в «задней полусфере» — куда можно отрулить, а куда нет. Как этого добиться?
Прежде всего, всякое неожиданное появление транспорта, пешехода и т.п., даже если ситуация от этого и не осложнилась, должно звенеть в голове набатом: считайте, что вас застали врасплох (на войне уже сбили бы)! Анализируем, делаем выводы, вносим поправки...
Кроме того, есть несколько простых упражнений для тренировки взгляда. Лучше делать их не за рулем, а, скажем, сидя на скамеечке в оживленном парке. Выберите себе точку в окружающем пейзаже и постарайтесь, не отводя от нее взгляда, увидеть то, что происходит на периферии. Это помогает расфокусировать взгляд, выработать периферическое зрение. Второе упражнение — открыв на секунду и тут же закрыв глаза, постараться ухватить взглядом как можно больше подробностей, движений, представить, кто где окажется, скажем, через 3 или 5 секунд. Через выбранное время открыть глаза и проверить. Очень хорошо так тренироваться, будучи пассажиром — в машине или на мотоцикле, без разницы. Водителю тоже полезно проверять свой расчет — но, конечно, уже не закрывая глаз. Наконец, надо приучить себя постоянно сканировать пространство взглядом, переводя его от средней зоны к дальней, ближней, в зеркала, на среднюю, на приборы и опять на среднюю. В зависимости от скорости время задержки в каждой зоне различно. Чем она выше, тем дальше смещаются условные зоны и тем чаще взгляд направлен вдаль.
Заметим, что старого правила «куда смотришь, туда и приедешь» никто не отменял. Поэтому при маневре смотреть надо не на препятствие, а на объезд. В повороте — смотрим не под колесо, а на выход из поворота. Для этого взгляд нужно тренировать (лучше всего на треке), как и способность поворачивать голову, сохраняя траекторию.
Ну а где чаще всего подстерегают неожиданности и как с ними справляться, мы расскажем в следующий раз.
При перестроении повернуть голову куда вернее, чем доверять зеркалам.
Чем шире коридор, тем больше времени на принятие решения, тем выше может быть скорость.
Ситуация на перекрестке довольно неопределенна: впереди затор, справа из‑за троллейбуса поворачивают автомобили, за ними – пешеходы (их видно по ногам), а мигающий поворотник микроавтобуса слева может означать как поворот, так и перестроение. Поэтому самым разумным здесь будет воздержаться от обгона и остаться в своем ряду, лишь приблизившись к фургону, чтобы «не разрывать» поток.
Обгонять справа, конечно, нехорошо, но на расширяющемся вправо перекрестке эта траектория дает наиболее широкий коридор…
…что наглядным примером демонстрирует сотрудник ДПС.
Даже в пробке при выезде в междурядье надо смотреть по сторонам. Уж кому-кому, а мотоциклисту непростительно думать, что между рядами не может быть движения.
Бетонное ограждение неподвижно и опасностей отсюда ждать не приходится. На встречке, за сплошной, тоже все спокойно. Но строительное ограждение закрывает обзор дороги справа, поэтому держаться тут лучше левее.
Вроде бы обычный поворот. Но «Ауди» срезает его, не смотря по сторонам и залезая на правую полосу. А за поворотом блестит мокрый асфальт (еще вопрос, чем он полит!) – так что на выходе газ открывать нужно аккуратно.
Сразу несколько опасностей: срезающая поворот «Волга», бетонные блоки у бордюра (если прижмет, деваться некуда), пересекаемая дорога справа – пусть и второстепенная.
Ряд, с которого разрешен поворот направо, занят припаркованными автомобилями. Поэтому из второго ряда будут как поворачивать, так и двигаться прямо. Судя по ориентации, автобус намерен повернуть, а следующий за ним белый автомобиль – нет.
Ответ: Загорелся зеленый свет, но автомобиль справа не движется. Возможно, с узкой примыкающей улицы выезжает другой, и он его пропускает. Намерения водителя не вполне ясны, т.к. он не включил поворотник. Также неясны и намерения «Вольво» с иногородним номером слева. Она остановилась в крайнем левом ряду, но поворотник не горит. Возможно, она проедет прямо. Также, возможно, серый автомобиль слева решит объехать «Вольво» справа. Кроме того, впереди затор, а дорога из‑за припаркованных автомобилей сужается до полутора полос. Информация взята с сайта moto-magazine.ru
Комментарии (0) РаспечататьПохожие новости по теме: |
АвторизацияСрочные объявленияРекламаReddit Video DownloaderПопулярные статьи |