Индикатор температуры масла на Yamaha YBR125
Добавить свою новость
Катигория: Ремонт и сервис / разное | 15 августа 2016 | Просмотров: 2 680
Такая вот штуковина посередине приборки, показывает температуру двигателя и напряжение аккумулятора.
Началось все с покупки вот такого товара на алиэкспрессе:
Этот девайс привлек мое внимание тем, что довольно неплохо вписывается в приборку YBR-а по внешнему виду и в итоге не будет смотреться слишком колхозно. Он умеет показывать температуру окружающего воздуха (датчик температуры болтается на проводке) и свое напряжение питания, т.е. напряжение аккумулятора мотоцикла. Отображение напряжения тоже не будет лишним.
Внутри устройство представляет из себя небольшую плату с двумя светодиодными индикаторами и двумя микросхемами — преобразователями аналогового сигнала в семисегментный десятичный код.
Для установки устройства на мотоцикл с него была отпилена ножка-прикуриватель, а форма корпуса подогнана таким образом, чтобы все это не сильно выпирало на приборке и смотрелось нормально. В итоге из корпуса получилась вот такая вот штука:
Изначально план был сделать все по-простому — закрепить имеющийся датчик температуры на двигателе или заменить его на какой-нибудь другой, подогнав сопротивления в делителе напряжения на плате устройства. Но как выяснилось, при температурах выше 80 градусов индикатор наинает мигать и показывать три буквы (нет, не эти три) «HHH»
Исправить этот недостаток нет никакой возможности, поэтому было принято решение — выкинуть всю электронику, отвечающую за измерение температуры, оставив только светодиродные индикаторы, установить в двигатель нормальный датчик температуры и сделать свою электронную схему, которая будет выводить его показания на дисплейчик.
В качестве датчика температуры имеем автомобильный датчик температуры охлаждающей жидкости FENOX с резьбой М12x1.5 — именно такая резьба нарезана в сливном отверстии двигателя YBR 125. Т.е. Датчик устанавливается вместо маслянной пробки и измеряет непосредственно температуру масла в двигателе, что гораздо лучше, чем внешнее крепление датчика к двигателю, т.к. масло циркулирует по двигателю и лучше отражает его температуру, чем поверхностные измерения. Внешне датчик выглядит вот так (на картинке не он, а аналогичный датчик BOSCH):
А вот он уже установлен на мотоцикл в процессе очереной замены масла:
Для того чтобы как-то подключиться к этому датчику, пришлось сделать из желудей и палок текстолита и консервной банки некое подобие разъема, который, впрочем, довольно неплохо подошел:
Провод от датчика проведен в область приборной панели и в потенциально опасных местах защищен термоусадкой.
Далее самое интересное — схема на микроконтроллере, которая будет измерять сопротивление датчика и отображать соответствующие значения температуры. Таблица соответствия сопротивления и температуры имеется в даташите от BOSCH
Первым делом была удалена родная микросхемка, подключенная к светодиодному индикатору, чтобы можно было подпаяться к самому индикатору, не вынимая его из платы. Ниже фото платы с распиновкой соответствующих контактов. 123 — общие катоды, abcdefgh — аноды сегментов цифр.
Внизу справа на фото есть одна маленькая микросхемка, назначение которой осталось для меня загадкой. Эта микросхемка — единственное на плате, с чего не стерта маркировка. Гугл говорит, что это EEPROM-память. Для чего она здесь и кто с ней может общаться — непонятно. Особенно учитывая, что из 8 ее ножек 6 усажены на землю. После ее удаления, естественно, ничего не изменилось. Ну да ладно, это уже не по теме.
Итак, задача схемы на микроконтроллере — измерить сопротивление датчика, посмотреть в таблице какая это температура и отобразить информацию на экранчике. В качестве микроконтроллера я выбрал ATmega48 из-за наличия АЦП и достаточного для подключения индикаторов количества ножек. Схема получилась примерно такая:
Из-за очень большого диапазона изменения сопротивления датчика, для получения адекватной точности пришлось сделать делитель напряжения с тремя резисторами и программно проводить 3 измерения вместо одного, и затем выбирать наиболее точное. В остальном по софту никаких особенностей нету, обычный омметр по сути. Прошивка написана на С, и на всякий случай, вдруг кто-нибудь решит сделать что-то похожее, я даже залил исходники на Dropbox (в архиве исходник на C, Makefile для сборки под линуксом и готовый .hex файл. Фьюзы у МК должны быть выставлены на частоту 8 МГц, т.е. выключен бит CKDIV8) Хотя наверняка и без меня уже есть 500 похожих проектов готовых в разном виде, у каждого свой велосипед :)
Рисунок печатной платы не выкладываю, потому что рисовал от руки сразу на текстолите маркером с нитрокраской, получилось кривовато, а еще в процессе пайки я умудрился отколоть уголок от микросхемы, но как говорится, главное чтоб работало.
Онлайн-курси з англійської мови для школярів,
курси англійської мови. Платформа фіксує прогрес і показує, що потрібно підтягнути до вищого рівня.
Сама плата размещается внутри приборки и от нее идет с одной стороны шлейф к индикатору, с другой — разъем для подключения провода от датчика. Питание взял от тахометра, т.к. к нему можно удобно подключиться, в отличии от подсветки, с которой тоже можно было взять 12 В. С размерами платы мне очень повезло, хотя я ее и делал наугад — в приборке места, которого, как мне казалось, там было гораздо больше, хватило впритык. Шлейф в местах соединения с платой залит эпоксидкой, а сверху все прикрыто резинкой, чтобы не заливало водой. С длиной шлейфа тоже повезло — сделал наугад, оказалось как раз. В итоге вот так вот все это выглядит в установленном и подключенном виде:
В планах есть еще замотать наружную часть датчика чем-нибудь теплоизоляционным, т.к. мне кажется, что охлаждение воздушным потоком наружной части датчика вносит некоторые искажения в показания прибора.
С данным устройством я пока отъездил чуть больше полутора тысяч, поэтому по поводу надежности ничего сказать не могу. Иногда в жаркую погоду пригождается видеть когда пора остановиться чтобы мотор подостыл. Или наоборот — чтоб видеть когда мотор прогрелся.
На этом все. Надеюсь, кому-то эта информация была интересна, или даже полезна.
Информация взята с сайта bikepost.ru/blog/66994/. Автор блога - milliamp