Bike.by - Моторынок, покупка/продажа мототехники, запчастей и переферии. |
Главная |
Подать объявление |
б/у Мотоциклы |
|
||||
Мототехника Марки
Последнее добавленноеМотоклубыColoring Pages |
Моторынок » Мото статьи » Отечественные мотоциклы » Литерные зайцы
Литерные зайцыДобавить свою новостьКатигория: Мото статьи / Отечественные мотоциклы | 22 февраля 2016 | Просмотров: 2 257Когда-то их поголовье исчислялось сотнями тысяч. Теперь они раритет. Рабочие лошадки, надежные и неприхотливые – «Ковровцы» с буквами А, Б, В…
Замелькавшие в начале 60-х на дорогах СССР «Явы» — удел пижонов из крупных городов. К «Ижу» хозяйственные отцы семейств норовили при первой же возможности прицепить боковую коляску. В небольших городах и селах пределом мечтаний местной молодежи тогда был «Ковровец».
Новая 175-кубовая модель, производство которой завод имени Дегтярева освоил в 1956 году, сразу же поставила ковровскую продукцию на ступень выше минской: запас мощности позволял без проблем ездить с пассажиром, да и дизайн мотоцикла выгодно отличался от предельно утилитарного облика М-1М. Но конструкторы на этом не успокоились. В конце 50-х Специальное конструкторское бюро (СКБ) под руководством Виктора Ивановича Лапшина решало две основные задачи: переход на четырехступенчатую коробку передач и новую систему электрооборудования без аккумулятора.
Необходимость отказа от аккумулятора была продиктована тем, что этот узел в СССР был крайне дефицитен. К тому же после долгого простоя (а мотоцикл в наших широтах — транспорт сезонный) он требовал подзарядки и обслуживания. Поэтому уже на 125-кубовой модели К-58 ковровчане перешли на систему электрооборудования без аккумулятора и с генератором переменного тока Г-38 (6 В, 35 Вт). В 1959 году это электрооборудование и четырехступенчатую коробку передач стали применять и на 175-кубовых мотоциклах. А в декабре того же года на конвейер встала новая модель — «Ковровец-175А». В ней были учтены и исправлены недостатки К-175. «Ковровец-175А» – первый из «литерных».
В модернизированном двигателе установлена головка цилиндра с более развитым оребрением и увеличенной с 6,5 до 6,7 степенью сжатия, что позволило поднять мощность с 8 до 8,2 л.с. Охлаждение двигателя улучшилось и за счет увеличения площади двух верхних ребер на цилиндре. Декомпрессор на новой головке расположен с правой стороны, а свеча зажигания — с левой. Новая конструкция воздушного фильтра исключала попадание неочищенного воздуха в цилиндр, как это было на прежней модели.
Внутренний барабан сцепления, изготавливавшийся ранее из чугунного литья, был заменен стальным. Это полностью предотвращало разрыв шлицевого соединения ведомого барабана сцепления с первичным валом. При изготовлении наиболее нагруженных шестерен коробки передач и пускового механизма применялась дробеструйная обработка, которая увеличивала прочность этих деталей. Сетчатый контактно-масляный воздушный фильтр на «Ковровце-175А» крепился непосредственно на карбюраторе при помощи хомута. Для запуска двигателя в холодную погоду фильтр оборудовался поворотной воздушной заслонкой. Крышка, закрывавшая карбюратор и фильтр, обеспечивала свободный доступ к дроссельному золотнику карбюратора.
Вместо центрального переключателя света конструкторы установили замок зажигания в корпусе фары; зажигание теперь включалось при повороте ключа в замке на 90º, а не утапливанием, как на предыдущей модели. Поначалу система электрооборудования вызывала много нареканий. Для их устранения была повышена точность изготовления деталей, применена изоляция проводов этил-целлюлозным лаком и армирование алюминиевым сплавом хрупкого магнитного сплава ротора. Кроме того, на смену генератору Г-38 с тремя обмотками зажигания пришел Г-401 той же мощности, но с четырьмя обмотками зажигания. Замок зажигания на «Ковровце-175А» перенесли в корпус фары. Зажигание теперь включалось не утапливанием ключа, а его поворотом.
Среди других усовершенствований, внедренных на «Ковровце-175А» — неразборные глушители, позволившие снизить шум выхлопа до уровня международных норм (85 дБ), соединение звездочки с задним колесом через резиновую муфту, более удобный руль с удлиненными рычагами, новое переднее крыло. С 1961 года на мотоцикл стали устанавливать переднюю вилку бесштокового типа, с увеличенным со 100 до 130 мм ходом.
С 1959 по 1962 годы выпущено 374 722 мотоцикла «Ковровец-175А». Этой модели выпало стать для завода миллионной: юбилейная машина сошла с конвейера 5 августа 1960 года.
В 1962 году завод перешел на производство модернизированной модели «Ковровец-175Б». Ее двигатель был оснащен новым карбюратором К-36, позволившим не только поднять максимальную мощность до 9 л.с., но и обеспечившим более устойчивую работу на малых оборотах и улучшившим экономичность. Специальный обогатитель существенно облегчал запуск холодного двигателя. Новый контактно-масляный воздушный фильтр, совмещенный с глушителем шума впуска, крепился к раме и соединялся с карбюратором резиновым патрубком. Следующий этап модернизации – «Ковровец-175Б».
Модернизировали конструкторы и выпускную систему: вместо хомута в месте стыка выпускного патрубка с глушителем применено резьбовое соединение с фланцевой гайкой из алюминиевого сплава. Заглушка хвостовика выполнена съемной, что позволяло очищать глушитель от нагара.
Оценили покупатели «Ковровцев» и такие нововведения, как установка боковой подставки в дополнение к центральной, топливного фильтра, новую конструкцию натяжителя цепи, сдвижную крышку на замке зажигания. Внешне мотоциклы отличались прежде всего новой эмблемой на бензобаке — бегущие зайцы вместо сидящих — и более загнутыми краями крыльев. Такие крылья стали называть «губастыми». В 1962-1963 годах выпущено 271 643 мотоциклов «Ковровец-175Б». Перспективная модель «Ковровца», проходившая испытания в 1962–1964 годах.
В июле 1963 года советская команда участвовала в моторалли ФИМ в Югославии и заняла первое место, а среди клубных команд первенствовал клуб «Ковровец». В том же году на международном традиционном моторалли в Карловых Варах (Чехословакия) команда Коврова заняла первое место по надежности эксплуатации мотоцикла. Увенчала успехи ковровчан в 1963 году победа в розыгрыше Первенства марки мотоциклетных заводов СССР. Конструктор Дмитрий Павлович Кабаев на перспективном «Ковровце» на Первомайской демонстрации, 1962 год.
И в том же 1963 году завод выпустил очередную модификацию «Ковровца» — модель «175В». Мощность двигателя возросла до 9,5 л.с., новая конструкция нижней головки шатуна улучшила условия работы подшипника и значительно повысила живучесть кривошипно-шатунного механизма — завод даже начал производство таких узлов, приспособленных для установки в старые моторы. Полностью изменилась конструкция цилиндра: чугунный моноблок с увеличенным выпускным окном, изготовленный методом точного литья на Гороховецком чугунолитейном заводе. Но, хотя результаты испытаний были положительными, на серийных образцах часто случался перегрев, приводивший к выходу двигателя из строя. На завод обрушились рекламации, и с января 1964 года он перешел на производство второго варианта «Ковровца-175В», с привычной двухтрубной системой выпуска и цилиндром из алюминиевого сплава с запрессованной гильзой. Последний из «литерных» – «Ковровец-175В».
В системе питания воздушный фильтр был отделен от глушителя шума впуска и размещен в зоне наименьшего запыления — под седлом. Для улучшения динамики изменены передаточные числа и коробки передач, и главной передачи. В переднюю вилку введены дополнительные буферные пружины отбоя. Седло мотоцикла за счет увеличения латексного наполнителя и изменения каркаса стало более комфортным для водителя и пассажира. Спидометр получил лампу подсветки. Чугунный цилиндр с одним выпускным окном применялся лишь на первых партиях мотоцикла «Ковровец-175В».
В 1964 году был принят целый комплекс мер по повышению качества и улучшению внешнего вида мотоцикла: тщательная подготовка поверхностей под покраску, переход на высококачественную эмаль финской фирмы Tikkurila, полировка легкосплавных деталей и т.д. Фактически серийные мотоциклы для внутреннего рынка не уступали собранным на экспорт. С 1963 по 1966 годы выпущено 451 254 мотоцикла модели «Ковровец-175В». Эскиз одного из вариантов с предельно развитой капотировкой.
В июне 1964 года ковровчане в составе национальной команды СССР участвовали в моторалли ФИМ, проходившем в Женеве (Швейцария). Сборная СССР заняла первое место, а команда нашего завода — четвертое место в клубном зачете. Вариант модернизации «Ковровца», эскиз Л. А. Зверюги, 1963 год.
Параллельно с модернизацией «Ковровца» конструкторы разрабатывали новую машину, которая должна была прийти на смену заслуженному семейству. Для многих экспериментальных образцов тех лет характерны общие черты, модные в начале 60-х: спрямленные линии облицовок, единый кожух руля, фары и передней вилки, обильная капотировка. Немало интересных аппаратов создали заводские дизайнеры Леонид Августович Зверюга и Владимир Григорьевич Андрианов. Эти прототипы оказали влияние на облик нового ковровского мотоцикла — «Восход». Макет капотированного «Ковровца», 1965 год.
Новый «Ковровец», версия ВНИИТЭ, 1965 год.
Попытка капотировки стандартного «Ковровца».
Информация взята с сайта moto-magazine.ru
Комментарии (0) РаспечататьПохожие новости по теме: |
АвторизацияСрочные объявленияРекламаReddit Video DownloaderПопулярные статьи |