Bike.by - Моторынок, покупка/продажа мототехники, запчастей и переферии. |
Главная |
Подать объявление |
б/у Мотоциклы |
|
||||
Мототехника Марки
Последнее добавленноеМотоклубыColoring Pages |
Моторынок » Мото статьи » Отечественные мотоциклы » Первые отечественные мотоциклы. История отечественного мотоциклостроения
Первые отечественные мотоциклы. История отечественного мотоциклостроенияДобавить свою новостьКатигория: Мото статьи / Отечественные мотоциклы | 3 декабря 2009 | Просмотров: 0В начале 20-го века лишь два завода, тогда еще в СССР, - рижский велосипедный "Россия" и московский авиационно-велосипедный "Дукс" отважились приступить к производству мотоциклов, причем с импортными моторами. Делали они очень мало мотоциклов. После гражданской войны и разрухи осталось мало даже из того небольшого числа мотоциклов, что имелось до революции. На импорт рассчитывать не приходилось, а двухколесные машины были нужны и армии и населению. И путь был один - создавать свое мотоциклостроение.
Первую попытку разработать отечественный образец предприняла группа конструкторов под руководством П.Львова на бывшем заводе "Дукс". Ее мотоцикл, носивший название "Союз", был оснащен пружинной подвеской заднего колеса и двигателем с наклонным цилиндром. Его построили в единственном экземпляре в 1925 году. Двигатель даже не побывал на стенде., и о его мощности можно лишь догадываться. "Союз" неоднократно участвовал в испытательных пробегах, но серийного производства его не начали, так как изменился профиль завода.Можаров в 1930 году возглавил группу конструкторов ленинградского объединения "Тремасс" (Трест массового производства), куда входил завод "Промет". Эта группа подготовила чертежи мотоцикла с двухтактным 300 - кубовым мотором. Его опытные образцы "Тремасс" построил, кооперируясь с другим ленинградским предприятием, "Красным Октябрем". Первый изготовлял экипажную часть и вел окончательную сборку, второй поставлял двигатели и коробки передач. Партия из 25 машин "Тремасс - 300" была готова в сентябре 1930 года. 8 из них в октябре приняли участие в испытательном пробеге, после которого оба предприятия начали производство. В 1933 году выпуск Л-300 передали на "Красный Октябрь". Этот завод по своим возможностям гораздо больше подходил для крупносерийного производства, чем " Промет". А " Промет" стал делать пожарные мотоциклы Л-600 с карданной передачей, унифицированные по двигателю, колесам и ряду деталей с Л-300. Почти одновременно с ленинградским развернули конструирование мотоциклов специалисты харьковского объединения "Укрмето". К 1 мая 1931 года они построили 6 образцов машин модели ХМЗ-1М. "Укрмето" выпустил в 1931 - 1932гг. небольшое количество машин. Из-за ограниченности производственных возможностей дело дальше не пошло, а изготовление модели "1М" передали в Таганрог. В 1935 году стала сходить с конвейера другая модель - ТИЗ-АМ600. Она зарекомендовала себя очень надежной машиной. В конструкции ее не использовался алюминий и другие дефицитные драгоценные металлы. ТИЗ-АМ600 явился первым отечественным мотоциклом с четырехступенчатой коробкой передач и с трубчатой дуплексной рамой. Другой тяжелый мотоцикл для эксплуатации с коляской в начале 30-х годов поручили спроектировать ведущему НИИ автомобилестроения, носившему тогда название НАТИ. В апреле 1933 года по чертежам института ижевский завод изготовил четыре опытных образца машины НАТИ-А750. После испытаний и доводки новую модель утвердили к производству и всю техническую документацию передали на подольский завод, который с марта 1935 года стал выпускать мотоцикл, получивший обозначение ПМЗ-А750. На этой машине нашли применения взаимозаменяемые быстросъемные колеса, рассчитанные не на старомодные клинчерные шины а на более современные покрышки с прямыми бортами. Интересна была на ПМЗ-А750 подвеска переднего колеса: очень прочная, с четвертьэллиптической рессорой. Моторную передачу сделали не цепной, а шестеренчатой. Экспериментальная мотоциклетная мастерская на Ижстальзаводе не подходила для серийного выпуска такой сложной машины как НАТИ-А750, из-за недостатка нужного оборудования. А чтобы загрузить уже имевшиеся там производственные мощности, ей поручили с 1934 года, параллельно с "Красным Октябрем" выпускать Л-300. Новую для ижевцев модель нарекли ИЖ-7. От ленинградского двойника она несколько отличалась по конструкции. Сама по себе модель Л-300 в конце 30-х годов устарела. И с января 1938 года в Ижевске начинается производство усовершенствованной машины - ИЖ-8. Модернизация прежде всего коснулась двигателя и его систем. В 1940 году ижевский завод перешел на новую машину - ИЖ-9. Что касается "Красного Октября", то его специалисты спроектировали новый двигатель для установки модернизированной раму Л-300. Появление в 1938 году этой модели (Л-8) имело принципиальное значение для нашего мотоциклостроения. Прежде всего, на ней стоял верхнеклапанный двигатель с высокой степенью сжатия (6.2) и циркуляционной системой смазки. На Л-8 впервые у нас нашли применение алюминиевая головка цилиндра и ножное переключение передач (педаль переключения находилась справа, а не слева как принято сейчас). В1939 году "Красный Октябрь" перешел на другой вид продукции и передал производство Л-8 заводу "Промет". В ассортименте моделей выпускавшихся отечественной промышленностью в середине 30-х годов, не было легких машин к проектированию таких мотоциклов преступили коллективы конструкторов на заводах "Вулкан" и ПМЗ (Подольск). ПМЗ в 1936 году начал готовить техническую документацию на модель "Стрела" с педальным вспомогательным приводом. Наследующий год завод изготовил небольшую партию "стрел". Почти одновременно сконструировал легкую машину и "Вулкан". Новая модель (ее назвали МЛ-3) передали в 1938 году в Серпухов на организованный там мотоциклетный завод, который строил ее в небольших количествах наряду с СМЗ-350, моделью - двойником Л-8. МЛ-3 явился первым отечественным серийным мотоциклом, где двигатель и коробка передач были в одном блоке и отношение диаметра цилиндра к ходу поршня равнялось единице. В конце 30-х годов наша мотоциклетная промышленность принимает меры к подготовке производства современных тяжелых мотоциклов. Центром работ по отработке технической документации для этого мотоцикла (его название М-72) и постройке опытных образцов стал в 1940 году московский завод "Искра", а производство начато в 1941 году на бывшем московском велозаводе. По кооперации двигатели для М-72 поставлял завод ЗИС (сейчас ЗИЛ), а коробку передач - завод имени КИМ (сейчас АЗЛК). В октябре 1941 года бывший велозавод эвакуировали на Урал, где в феврале 1942 года с конвейера организованного там ирбитского мотоциклетного завода сошли первые машины. В 1942 году ирбитчане выпустили 1587 мотоциклов. Другим центром производства М-72 был Харьков, где в 1941 году шла сборка машин, а двигатели поступали из Киева с бывшего завода медицинского инструмента. В том же, 1941 году выпуск мотоциклов М-782 развернули в Горьком на заводе " Красная Этна". В 1943 году туда перевезли все оборудование эвакуированного в Тюмень таганрогского завода. Так закончился первый период развития советского мотоциклостроения, период поисков, организации серийного (еще не массового) выпуска, период формирования собственной школы конструирования.
Комментарии (0) РаспечататьПохожие новости по теме: |
АвторизацияСрочные объявленияРекламаReddit Video DownloaderПопулярные статьи |